БРОНЕПОЕЗДА. ЧАСТЬ 5 / ARMORED TRAINS. PART 5Pociąg Pancerny №53 «Śmiały» Типичный польский бронепоезд, созданный между двумя мировыми войнами. Состоял из бронированного паровоза Ti3 образца 1927 г., артиллерийской бронеплощадки, вооруженной 100 мм гаубицей Škoda образца 1914/19 и 75 мм пушкой образца 1902/26 (польская модификация русской 76-мм дивизионной пушки образца 1902), штурмового вагона и контрольных платформ. Боевая часть формировалась в следующем порядке: бронепаровоз посередине, рядом штурмовой вагон с радиостанцией, по бокам артиллерийские вагоны и по краям по две груженных контрольных платформы, как-то так:
Такими бронепоездами были не только Śmiały, но также Danuta, Piłsudczyk.
Для повышения боевых возможностей бронепоездов, в их состав включали также бронедрезины (по сути платформы с приспособлениями для въезда/съезда), с установленными на них танками FT17 и танкетками TK или TKS.
Историю бепо традиционно ведут с захваченного австрийского бронепоезда, использовавшегося поляками в период 1918-22 и также называвшегося «Смелый». Но технически это был совершенно другой бронепоезд. Впрочем, многие польские бронепоезда, созданные между мировыми войнами, носили имена прежних.
«Наш» «Смелый» принимал участие в боевых действиях против немцев начиная с 1 сентября 1939. К концу месяца он уже в районе Львова, где и был захвачен частями Красной Армии.
В 1939-1941 под №75 использовался частями НКВД с дислокацией в районе Львова.
В 1941 захвачен немцами, отремонтирован и включен в состав PanzerZug Nr.10, состоявшего из двух самостоятельных частей – Kampfzug A (на базе собственно БЕПО НКВД №75 он же Pociąg Pancerny №53 «Śmiały») и Kampfzug В (на базе БЕПО НКВД №77, ранее Pociąg Pancerny № 51 «Pierwszy Marszałek»). В 1942-м охранял железные дороги от нападений партизан. Зимой 1942-43 прикрывал отход фашистских войск от Сталинграда. Летом 1943-го на Украине, на охране тыловых коммуникаций, где и был подорван партизанами. После восстановления материальной части, PanzerZug Nr.10 был разделен на два самостоятельных бронепоезда – PanzerZug Nr.10 и PanzerZug Nr.11 и отправлен в район Тернополя и Львова для охраны железных дорог от партизан. Летом 1944-го бронепоезда были модернизированы и вместе с другими частями немецких войск отошли на территорию Польши, где и были уничтожены советскими войсками в январе 1945.
«Козьма Минин» (БЕПО №659) Был построен зимой 1941 - 1942 годов в локомотивном депо Горький – Московский на основе чертежей бронепоезда «За Сталина!». В боевую часть бронепоезда входили бронепаровоз Оп, две крытые бронеплощадки, две открытые артиллерийские бронеплощадки и четыре двухосных контрольные платформы. Каждая крытая бронеплощадка была вооружена двумя 76,2-мм пушками, установленными в башнях от танков Т-34. Открытые артиллерийские площадки были разделены по длине на три отсека. В переднем и заднем отсеках были установлены 25- и 37-мм зенитные пушки, а в центральном отсеке находилась пусковая установка реактивных снарядов М-8-24. По тем же чертежам в г. Муроме был создан еще один БЕПО – «Илья Муромец». Из этих двух БЕПО был сформирован 31-й Особый Горьковский дивизион. С 1942 по 1945 годы 31-й дивизион прошёл боевой путь от Волги до Одера, закончив его под Берлином. За участие в боях за освобождение Варшавы удостоен наименование Варшавского.
В ходе своей боевой деятельности он уничтожил 42 артиллерийско-миномётные батареи, 24 отдельных орудия, 14 дзотов, 94 пулемётные точки. Зенитчикам бронепоездов удалось сбить 15 самолётов. В числе уничтоженной вражеской техники числится и немецкий бронепоезд. 31 октября 1944 года награждён орденом Александра Невского, получив наименование 31-й отдельный особый Горьковско-Варшавский ордена Александра Невского дивизион бронепоездов.
В настоящее время бронепаровоз «Козьмы Минина» установлен в Нижнем Новгороде, а бронепаровоз «Ильи Муромца», соответственно, в Муроме.
Донор: игра Вторая Мировая (Theatre Of War). Для всех доступно два скина: лето (у "Смелого" - польский камуфляж) и зима; для паровоза и тендера "Смелого" - дополнительный летний камуфляж (немецкий). К сожалению, не было открытой бронеплощадки "Минина".
Ширина колеи – 86 единиц.
DOWNLOAD