СОВЕТСКИЙ ТРАНСПОРТ. ЧАСТЬ 1 ЗИС-5 (1933-58 гг.) – советский грузовик грузоподъемностью 3 т, второй по массовости (после ГАЗ-АА) в СССР в 30-х/40-х годах. ЗИС-5 стал дальнейшим развитием 2,5-тонного грузовика АМО-3 (1931-33 гг.) – локализованного варианта грузовика АМО-2 (собиравшийся в 1930-31 гг. на заводе АМО из американских машинокомплектов грузовик Autocar Dispatch SA). В отличие от АМО-2, все детали АМО-3 и ЗИС-5 были советского производства. Как и ГАЗ-АА, ЗИС-5 послужил основой для большого количества специализированных машин, а также автобусов.
Максимально упрощенная модификация военного времени –
ЗИС-5В: кабина, обшитая деревом, простые гнутые крылья, одна фара, тормоза только на задних колесах, только задний борт откидной и т. д.
ЗИС-6 (1933-41 гг.) – трехосная модификация ЗИС-5 грузоподъемностью 4 т. В качестве бортового грузовика ЗИС-6 выпускался в небольших количествах, чаще его шасси использовалось для специализированных автомашин, наиболее известная – боевая машина реактивной артиллерии БМ-13 («Катюша»). Выпуск ЗИС-6 прекратился в октябре 1941 в связи с эвакуацией завода и больше уже не возобновлялся.
Один из вариантов
бензовоза на базе ЗИС-5 – со съемной цистерной на 3000 л.
БЗ-35 – бензозаправщик с цистерной на 3200 л на базе ЗИС-6.
БЗ-43 – бензозаправщик с цистерной на 3230 л на базе ЗИС-5В.
ПАРМ-1 / ПМ-5-6 – подвижная авиаремонтная мастерская / походная мастерская – ремонтная летучка типа Б, в данном случае на базе ЗИС-6 (тип А – на базе грузовиков ГАЗ). Внешне ПАРМ и ПМ не отличались, имели отличия только в возимом ремонтном оборудовании.
Радиолокационная станция «Редут» (версия РЛС РУС-2 образца 1941 г. с приемо-передающей антенной) на базе ЗИС-6.
ЗИС-44 – Санитарный автомобиль образца 1942 г. на базе ЗИС-5В.
Поиск путей увеличения проходимости автомобилей велся (не только в СССР) по трем основным направлениям: шестиосные автомобили формулы 6х4, полугусеничный привод и полный привод.
Первый полугусеничный автомобиль был создан в России еще до революции французским инженером Адольфом Кегрессом. В СССР проектирование серийных полугусеничных автомобилей началось в конце 20-х в НАМИ/НАТИ.
ЗИС-22 – полугусеничный автомобиль с движителем разработки НАТИ, выполненным по схеме Кегресса. Выпускался в 1938-1940 гг. в небольшом количестве (≈200 шт.). «Зимняя» война показала непригодность автомобиля к эксплуатации в условиях бездорожья. Причин было много: некачественное серийное производство, особенно резинотканной гусеничной ленты, безграмотная эксплуатация, конструктивные особенности движителя, особенно отсутствие зацепления гусеничной ленты с ведущими колесами. Все это привело к тому, что выпуск автомобиля был остановлен. Но тем не менее, военные не отказались в принципе от полугусеничных автомобилей, поэтому ЗИС-22 продолжили модернизировать, в первую очередь выполнили зацепление резинометаллической гусеничной ленты с ведущими колесами, так появились ЗИС-22Н, ЗИС-22-50 и ЗИС-22-52. По-следний решили внедрить в производство под индексом ЗИС-22М, до начала войны было изготовлено только 3 опытных экземпляра. Серийное производство началось только в 1942 г. с использованием агрегатов ЗИС-5В, но уже под новым индексом ЗИС-42. Предназначался в основном для использования в качестве артиллерийского тягача. Удачным этот автомобиль тоже нельзя было назвать. В 1944 г. была произведена очередная модернизация –
ЗИС-42М.
От выпуска автомобиля отказались сразу после войны. В 40-х/50-х гг. проектирование полугусеничных автомобилей еще продолжалось, но до серийного выпуска они не доходили. Появление в большом количестве полноприводных автомобилей окончательно по-ставило крест на полугусеничном движителе.
Игра-донор: Iron Front – ЗИС-5В, ЗИС-6, ЗИС-44, БЗ-43, Редут, остальные – самолепные на базе исходных с использованием надстроек и агрегатов как от моделей из разных игр, так и собственного изготовления.
Доступно: все бортовые – с тентом и без; ЗИС-44 – с открытым / закрытым кузовом.