Текущее время: 29 апр 2024 12:37

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Новая тема Ответить
Страница 1 из 1
[ Сообщений: 3 ]
Автор
Сообщение
Заголовок сообщения: "В бой идут одни старики". История
СообщениеДобавлено: 22 май 2008 23:06
Понравилась статья, решил поделиться... ;)

Изображение

Режиссер Леонид Быков

В основу сценария (Л.Быков, Е.Оноприенко, А.Салуцкий) легли воспоминания прославленных летчиков Советского Союза, подлинные события времен Великой Отечественной.

Фильм - о войне. Точнее, о людях на войне. Просто о людях, о многих и разных. Их свела война, стала их общей судьбой. Герои фильма - юные летчики, со школьной скамьи шагнувшие в огонь. Двадцатилетние лейтенанты военных выпусков, в летной школе обучавшиеся по ускоренной программе. Уже в боевой эскадрилье их доучивали «старики», которым самим было едва за 20. И вскоре новобранцы уже летели в бой наравне с ними.

Сюжет, которого словно и нет, развивается вокруг героя Л.Быкова, Алексея Титаренко. Но здесь еще целое созвездие актеров и персонажей: С.Подгорный (Смуглянка), любимец публики С.Иванов (Кузнечик), дебютировавшая в кино Е.Симонова (Маша), О.Матешко (Зоя), А.Смирнов (Макарыч), В.Талашко - (Скворцов) и др. Актерский состав подобран очень тщательно.

Композиция фильма - несколько историй, серия разнохарактерных эпизодов, соединенных замыслом автора, а не интригой. Интриги здесь никакой нет, однако фильм смотрится на одном дыхании. Командир второй, поющей, эскадрильи, за любовь к музыке прозванный Маэстро, летает на самолете с нотным станом на борту, будто в противовес «мессерам», размалеванным крестами и драконами. На земле с однополчанами разучивает песни. Прибывшее пополнение «прощупывает» на предмет владения музыкальными инструментами: «Пилотом можешь ты не быть - научим, но музыкантом быть обязан». Летает на самые опасные и ответственные задания, не бережет себя, но бережет «желторотиков». Хитро помогает другу справиться с паническим страхом воздушного боя... Кузнечик, поначалу не уступающий Маэстро лишь в остроумии, на наших глазах из желторотого тонкошеего цыпленка вырастает в «старика». Ромео и Маша влюбляются друг в друга и собираются пожениться. Трогательный механик Макарыч, стоя на краю взлетного поля, как верный Санчо, ждет своего дона Титаренко из каждого вылета...

Изображение

Стиль фильма естественный и свободный, «камерный», даже будничный. Но именно эта нейтральность допускает резкие и неожиданные эмоциональные перепады. В сущности, этот прием очень оправдан. В военную жизнь подвиг входит часто буднично, становясь нормой поведения человека. Без внешнего наигрыша, без ложной патетики персонажи «Стариков» совершают героические поступки.

Важная составляющая фильма - музыка (композитор - В.Шевченко), песни военных лет. Обилие музыки (почти десяток популярных мелодий и песен того времени) - это условность, но вполне уместная, органичная. Стилистический прием, как и черно-белая пленка, создающий атмосферу фильмов 40-х годов:в них часто звучали песни, и это не выглядело «вставным» номером. Эпизод гибели Сергея Скворцова, когда звуковым фоном изображения выбрана украинская народная песня, - блестящий образец эмоционального воздействия на зрителя. А «Смуглянка», ставшая гимном летчиков, рефреном и визитной карточкой фильма, «пробирает» до сих пор.

О режиссерском методе Л.Быкова, о том насколько он сложился судить сложно: Леонид Федорович успел снять не так уж много фильмов, и не все они были равноценны. В бой идут одни старики» - безусловно, его актерская и режиссерская удача. Недаром в свое время фильм был лидером проката, входил в пятерку популярнейших картин о войне.

Людмила Сысоева

Изображение

Тернистый путь "Смуглянки"

Трудно предугадать судьбу военных песен. Одни из них становятся популярными уже после первого исполнения. Другим же приходится преодолевать долгий тернистый путь к известности. Сегодня трудно поверить, но одной из таких песен, пролежавшей "на полке" несколько десятков лет, прежде чем ее запела вся страна, стала песня композитора Анатолия Новикова и поэта Якова Шведова "Смуглянка".

Шел первый, самый тяжелый год Великой Отечественной войны, когда многие композиторы, вдохновленные патриотическим порывом, сочиняли песни для солдат, проливающих свою кровь на фронтах. Одним из них был композитор А. Новиков, сочинивший в то время более сорока патриотических военных песен. За четыре из них он был награжден Сталинской премией.

Однако то были другие песни - "песни мщения", так называемые песни на злобу дня, в которых главная мысль была - месть и ненависть к фашистским захватчикам: за поруганную Родину, разрушенные города и деревни, за погибших в боях товарищей...

Но время шло. И на фронтах наряду с "песнями мщения", взывающими к возмездию, стали появляться глубоко лирические песни - о любви, верности чувств боевых подруг, жен, ожидавших своих любимых: "Темная ночь" М. Блантера, "В землянке" К. Листова и др.

Именно тогда Анатолий Новиков вспомнил о "Смуглянке", которую он сочинил еще перед войной в 1940 году по заказу политуправления Киевского особого военного округа. Требовалось создать танцевальную сюиту, для только что созданного окружного ансамбля песни и пляски, отражающую темы гражданской войны и партизанского движения в недавно вошедшей в состав СССР Молдавии. Дружно взявшись за работу, авторы вскоре выполнили этот социально-политический заказ. "Это было как продолжение сочиненной нами песни "Отъезд партизан", - рассказывал впоследствии поэт Я. Шведов, - которую часто включал в программы своих концертов известный оперный певец С.Я. Лемешев".

Сюита посвящалась герою гражданской войны Г.И. Котовскому и включала в себя семь произведений: "Молдавский ветер", "Партизанская думка", "Песня о Котовском", "Отъезд партизан" и др. А завершала ее танцевальная сцена "Смуглянка".

Как ни странно, вся песенно-танцевальная сюита, куда входила в дальнейшем широко известная в годы войны "Партизанская думка", была принята к работе в ансамбль песни и пляски, но вот последний номер сюиты почему-то пришелся не по вкусу кому-то из политуправленцев, вычеркнувшему ее из списков репертуара ансамбля. Так начался долгий тернистый путь "Смуглянки".

И вот, когда на фронтах в 1942 году стали появляться глубоко лирические песни, А. Новиков решил вернуться к отвергнутой песне и сделать "Смуглянку" законченным произведением. Поэт Я. Шведов тогда находился в командировке далеко на фронте. Но ни поэт, ни полевая почта не подвели: с отредактированным текстом песня вернулась обратно в Москву к композитору.

Имея хорошие творческие контакты с ведущими армейскими музыкальными коллективами, А. Новиков отнес несколько своих новых песен руководителю Ансамбля песни и пляски А. Александрову. На удивление автора, из многих клавиров, прихваченных по такому случаю с собой, помимо "Смуглянки", маэстро выбрал для своего коллектива именно ее.

И вновь, по иронии судьбы, "Смуглянка" почему-то... не прозвучала на первой репетиции. Вроде бы и оркестровка была выполнена дирижером безукоризненно, и четырехголосный хор мощно звучал в припевах, но в песне чего-то все равно не хватало.

Изображение

Оказалось, дело заключалось в выборе не совсем удачной тональности для запевалы. Первоначально запевать должен был высокий мужской голос - тенор, а баритон затем подхватывал его во второй строфе песни.
Выручил солист ансамбля Николай Устинов, предложив взять пониже тональность и сделать запевалой наоборот баритон.

- На следующей неделе запись на радио, - сказал музыкантам после репетиции А. Александров, - вот ее и включим в свою новую программу. Но, увы, редакционная коллегия Госрадио, приняв у "александровцев" весь новый репертуар, категорически отвергла "Смуглянку", обвинив ее в "сентиментальности и чуждости советскому слушателю в такое сложное время".

Сыграло тогда свою роль и то, что Молдавия была под пятой оккупантов и партизанского движения, как это было в других областях, захваченных фашистами в 1942 году, там практически не было. Это также служило веским аргументом комиссии в отказе песне "на жизнь". И великолепная "Смуглянка"... опять благополучно легла "на полку" вплоть до 1944 года. Постепенно освобождались наши города. За плечами советского народа были уже победы под Сталинградом, Курском. К тому времени враг был уже отброшен к западным границам нашей Родины.

И вот перед очередным праздничным концертом 7 ноября в Концертном зале имени П. И. Чайковского А. Александров вспомнил о песне, которая до той поры не получила признания. На концерте "Смуглянку" встретили очень шумно, два раза публика вызывала дирижера на "бис". И казалось, что вот уже судьба благосклонно "улыбнулась" песне! Окрыленный очередным творческим успехом - удачной песенной находкой, А. Александров включает ее в 1944 году в программу Всесоюзного конкурса на лучшую песню о Великой Отечественной войне. Но увы... "Смуглянка" опять не только не заняла никакого призового места, но даже не была отмечена жюри!

Несмотря на то, что песня не звучала по радио, а значит, была мало известна людям, многие ансамбли песни и пляски военных округов стали включать "Смуглянку" в свой репертуар, пропагандируя действительно хорошую, удачную песню о любви партизана к молдавской девушке. Весь парадокс заключался в том, что, хотя в ней говорилось о партизанах гражданской войны, песня воспринималась как собирательный образ любви молодых людей, объединенных общей борьбой с гитлеровскими захватчиками.

Долгие годы прошли, прежде чем "Смуглянка" приобрела свою сегодняшнюю популярность. В 1973 году, в канун 30-летия Победы, вышел замечательный фильм талантливого режиссера и актера Леонида Быкова "В бой идут одни старики".

Во время войны из его родного города многие друзья ушли воевать летчиками. Многие из них не вернулись с фронта. И Л. Быков всю жизнь мечтал снять в память о них свой фильм о войне. Но нужна была песня для "поющей" эскадрильи комэска Титаренко, своеобразный музыкальный лейтмотив, пронизывающий и берущий за душу зрителя. И этим-то лейтмотивом стала та самая "Смуглянка", которую в молодости Л. Быков случайно услышал в поезде от двух военных, ехавших в Молдавию на могилы своих погибших друзей. Песня до того запала в душу режиссера, что ни о каких тогда других песенных вариантах в фильме не могло быть и речи! После выхода на экраны этого фильма, который очень любил сам Л. Быков, "Смуглянку", что называется, запела вся страна. Л. Быков в последние годы много болел: сказывались огромные творческие перегрузки, пережитых два инфаркта. Предчувствуя скорую смерть, режиссер за три года до своей кончины оставил письмо, в котором были такие строки: "На моей могиле пусть вся вторая эскадрилья врежет мою любимую "Смуглянку" от начала и до конца..."

Изображение

...Хоронили Л. Быкова в 1979 году без оркестра (как он и просил). На могиле Байкового кладбища в Киеве братья-актеры, снимавшиеся в фильме, исполнили его последнюю просьбу: спели его любимую песню. Плакали и пели...

А фильм, созданный талантливым режиссером, продолжает жить, и ни один праздник Победы не обходится без показа по телевидению "Стариков..." с его знаменитой "Смуглянкой".

Источники: http://www.nashfilm.ru
http://www.leonid-bykov.ru
_________________
Органически не перевариваю идиотов...

Яд кончился, выдаю йод, ... ойд кончился, смазываю зеленкой.

"Не я участвую в войне, война участвует во мне"

Покинула душа поэта
И муза больше не пришла,
Осталась только Виолетта
И тоже сука, не дала...
Заголовок сообщения: Re: "В бой идут одни старики". История
СообщениеДобавлено: 23 май 2008 07:32
Даже не видел этот фильм. :(
_________________
Одно неловкое движение, и ты отец.
Заголовок сообщения: Re: "В бой идут одни старики". История
СообщениеДобавлено: 24 май 2008 18:34
Аркот 24 писал(а):
Даже не видел этот фильм. :(


Ты что, это же классика!
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Страница 1 из 1
[ Сообщений: 3 ]

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 17


Кто сегодня был на конференции за последние 24 часа

Пользователи смотревшие этот форум за последние 24 часа: нет зарегистрированных пользователей и 251 гостей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения
Перейти:  

Работает на phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB