Return to Ravenholm («Возвращение в Рейвенхолм») или просто Ravenholm — рабочие названия отменённого Half-Life 2: Episode Four, планировавшегося четвёртого эпизода компьютерной игры Half-Life 2. Игра разрабатывалась французской компанией-разработчиком Arkane Studios (авторы Dishonored) в период с 2006 до конца 2007 года совместно и под руководством Valve Corporation. Игра строилась на движке Source, действия игры должны были разворачиваться до финальных событий Half-Life 2: Episode Two в заброшенном шахтёрском городке Ревенхольм, заражённом зомби после обстрела его войсками Альянса капсулами с хедкрабами.
В майском номере журнала PC Gamer за 2006 год была опубликована статья о будущем серии Half-Life, в которой утверждалось, что Episode Three завершит сюжетную линию, начатую в Half-Life 2. Затем последует Episode Four, разрабатываемый сторонним разработчиком, со своей законченной сюжетной линией.
Вот скан той самой странички из журнала:
Перевод самых важных цитат:
Цитата:
Ньюэлл подтвердил PC Gamer, что сейчас запланировано четыре эпизода. ... У Episode Four будет свой отдельный сюжет и он будет разрабатываться вне стен компании.
В марте 2011 года художник и моделлер из Electronic Arts Рэнди Хамфрис (Randy Humphries) опубликовал у себя в резюме на сайте Coroflot шесть концепт-артов во вселенной Half-Life. Принимая во внимание тот факт, что EA является розничным издателем Valve, вполне можно допустить, что он мог участвовать в разработке отменённого Episode Four. Чуть позднее вся галерея была удалена. На концепт-артах изображено: канал на фоне домов захваченных Альянсом; железнодорожные пути вдоль канала с защитным полем; интерьер жилого дома; концепт участка города под названием «Haven»; два последних изображают людей напоминающих патрульного гражданской обороны с полицейской электродубинкой и солдата армии Альянса.
В мае 2011 года был совершён взлом серверов Eidos, в результате чего в сеть утекло большое количество внутренних документов компании, в том числе и резюме её сотрудников. В одном из них упоминалось, что сотрудник ранее работал в Arkane Studios , цитата:
Цитата:
Episode Four c 2006 по 2007 год, до тех пор, пока Valve не решили отказаться от эпизодической системы.
В последующей утечке информации, было найдено несколько резюме разработчиков, которые работали над проектом компаний Arkane и Valve, построенного на движке Source в период с 2006 по 2007 года. В некоторых резюме проект идёт как неназванный, в других идёт под названием Half-Life 2: Episode 4, Ravenholm и Return to Ravenholm (это такие люди как Себастьен Гайар, Нимс Бан, Флоран Перрин или Режи Капотосто).
Но на этом история с резюме не закончилась. В другом, уже открытом резюме бывшего сотрудника Arkane на Linkedin, были найдены упоминания "Не анонсированного проекта Valve Software", разрабатываемого на движке Source, в промежуток между июнем и октябрём 2007.
13 января 2012 года дизайнер из Valve Марк Лэйдлоу в интервью порталу LambdaGeneration, подтвердил слухи о том, что четвёртый эпизод Half-Life 2 под рабочим названием Return to Ravenholm разрабатывался компанией Arkane Studios в 2006 и 2007 годах, но был вскоре отменён. Марк рассказал, что компания Valve является большими поклонниками творчества Arkane Studios и они давно хотели создать совместный проект, чтобы обе студии смогли работать вместе. Но после непродолжительной разработки в конечном итоге Valve решила, что уже не имеет смысла работать над Return to Ravenholm, так как многие игровые компоненты Ravenholm, такие как хэдкрабы и зомби, были уже в значительной степени «заезженными», плюс к этому добавлялся тот факт, что действие игры должны были происходить до событий Half-Life 2: Episode Two, релиз которого на конец 2007 года, уже состоялся. Это поставило большие творческие ограничения перед командой, которые препятствовали дальнейшей разработке проекта. Так же в интервью Марк Лэйдлоу подтверждает то, что Half-Life 2: Episode Four и Return to Ravenholm, это есть один и тот же проект.
11 января 2013 года сайт ValveTime.net обнародовал никогда не виданные ранее четыре скриншота Half-Life 2: Episode Four. Снимки показывали внутриигровые локации города Рейвенхолм. На них были видны новые, созданные Arkane Studios текстуры, модели и доработанный HUD игры; так, в частности, можно заметить новый индикатор «Absorption» («поглощение»). Вместе со скриншотами были показаны анимации зомби и хэдкраба, играющегося с головой, обнаруженные годом ранее в резюме Флорана Перрина.
Видео из резюме Флорана Перрина
3 июня 2013 года, вновь ValveTime.net опубликовала восемь новых изображений датированных 2007—2008 годами, показывающие разнообразные визуализаций моделей созданные сотрудниками Arkane Studios для Half-Life 2: Episode Four.